«Воспитала меня в красоте синеглазая мудрая степь…»
(Г.Г. Кукарека).
Такой эпиграф к уроку на экологическую тему взяла Кермен Сергеевна Хулхачеева, учитель русского языка Ики-Бурульской средней школы имени А. Пюрбеева. Девятиклассники активно участвовали в разборе текстов и рассуждали о значении природы, анализируя картины и стихи калмыцких художников и поэтов, чтобы написать сочинение-рассуждение по заданной теме.
Главное отличие степняка от горца или жителя лесной зоны очень тонко выразил поэт Давид Кугультинов. Степняк, по убеждению поэта - человек открытый, для него нет пределов общения, потому что ничто не заслоняет горизонт. Степняк – это человек, на ощущения которого не оказывают влияния громады гор или деревья-исполины. Он словно бы возвышается над равниной и над степной травой, но в тоже время осознает единство и гармонию с природой:
«Когда средь степи одинок,
Стою над гладкою равниной
И чистотой дышу полынной,
Мне чудится, что я – высок.
Я осязаю бесконечность,
Душа моя вмещает вечность,
Где все преграды бытия?
Неразличимы быль и небыль,
На свете только степь и небо,
На свете – птицы, степь и я!..»
Своим мнением по теме урока поделился Алдар Дорджиев, ученик 9 класса: «Как прекрасна наша степь, мы смотрим и восторгаемся красотой, глядя на картины наших художников. Если сравнить ее с полумертвой сегодняшней степью - это огромная разница. Это наш дом, и мы не можем так безответственно относиться к природе. Сберечь и сохранить природу родного края - одна из самых важных задач, о которой должен всегда помнить человек».
75 уроков на экологическую тему прошли в образовательных организациях Ики-Бурульского, Черноземельского районов и города Элисты. Учителя проявили фантазию и новаторство в подготовке открытых уроков по разным предметам. Почти две тысячи детей приняли участие в обсуждении актуальных вопросов сохранения природы родного края. Участниками стали и самые юные защитники природы – группа предшкольной подготовки студии «Радуга» Республиканского центра детского творчества в городе Элиста. Педагог Юлия Николаевна Когданова умело и ненавязчиво объясняла детям значение природы в жизни человека, рассказала о роли каждого из нас в деле сохранения живой планеты.
Шестилетний Энкир Супсуков так отозвался о полученных знаниях: «От природы зависит жизнь человека и всего живого (животных, зверей, птиц и насекомых). Природу нужно беречь и охранять. Не рвать цветы, не ломать ветки, не выкидывать мусор, не поджигать лес и не убивать животных. Тогда мы сможем дышать свежим воздухом, пить чистую воду, видеть красивые леса, степь и цветы».
В дистанционной форме для учащихся Этношколы прошел классный час на тему «Особо охраняемые природные территории Калмыкии». Преподаватель Лариса Петровна Бадышева поделилась своим видением о роли сохранения природного наследия в воспитании подрастающего поколения: «Подросток должен осознавать, что деградация природных систем ведет к нарушению, в первую очередь, его собственной стабильности, к угрозе его нормального существования. Процесс воспитания в ребенке бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающем мире должен быть непрерывным. Уроки на природоохранную тематику формируют экологическое сознание и мышление, экологическую культуру личности, воспитывают бережное, ответственное отношение подростка к окружающей среде».
Интересным и насыщенным был урок у юных «Эколят» в 3 классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 им. Д.Н. Кугультинова» города Элисты. Педагог Елена Борисовна Гучинова разработала план урока с игровыми моментами и физкультурными перерывами, использовала современные средства обучения. К уроку ребята отнеслись с большим интересом, увлеченно поиграли, получая при этом знания.
Экологические проблемы Калмыкии, причины их возникновения и роль антропогенного фактора на уроке географии в Ачинеровской средней школе Черноземельского района рассматривали Ольга Александровна Лукшанова и ее ученики девятиклассники.
Не менее интересно прошел урок на тему «Экологическое волонтерство» в Комсомольской общеобразовательной средней школе им. Н.С. Манджиева. Герензел Константиновна Бадмаева помогла своим ученикам разобраться в популярной сегодня деятельности волонтеров и в том, какую пользу она может принести улучшению экологической ситуации в регионе.
Стихи и частушки в исполнении учащихся звучали на уроке в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.Г. Сергиенко». Ребята узнали много интересного о природе, об экологической деятельности биолога Улдиса Кнакиса, который погиб в Юстинском районе Калмыкии, защищая степных антилоп. Урок в школе посетил один из сотрудников заповедника «Черные земли» и ребята из первых уст узнали о работе тех, кто занимается изучением и охраной редких и исчезающих видов флоры и фауны в республике.
{gallery}119{/gallery}